Система образования готова к новому учебном году
28 августа в Карпинске прошла традиционная педагогическая конференция. Специалисты сферы образования подводят итоги прошлого учебного года, обсуждают планы на год предстоящий. С докладом «Приоритетные направления развития системы образования городского округа Карпинск в 2024-2025 учебном году» выступил начальник отдела образования Владимир Викторович Грек.
Одно из ключевых направлений развития системы образования страны – формирование единого образовательного пространства. В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации в стране ведётся планомерная работа по обновлению содержания общего образования. Единые подходы к формированию содержания образования, единые стандарты и единая система мониторинга – это гарантия доступности ресурсов, равенства условий и возможностей для учащихся, и как следствие, гарантия повышения качества образования. На это нацелены задачи национального проекта «Образование».
На состоявшемся недавно заседании Правительства Свердловской области Губернатор Евгений Куйвашев поручил обеспечить комплексную безопасность школьников при подготовке ко Дню знаний, а также на протяжении всего учебного года.
«В этом году за школьные парты сядут почти 570 тысяч учеников, в том числе свыше 50 тысяч первоклассников. По программам среднего профессионального образования в колледжах и техникумах будут обучаться 125 тысяч студентов. Проведена большая подготовительная работа. В новом учебном году в Екатеринбурге открываются три новые школы, ещё два школьных здания капитально отремонтированы. До конца 2024 года необходимо завершить ремонт еще на 14 объектах. Прошу Минобразования держать на контроле сроки и качество выполнения ремонтных работ, а также вопросы обеспечения комплексной безопасности учащихся и педагогов», – заявил глава региона.
Министр образования и молодёжной политики Свердловской области Юрий Биктуганов сообщил о стопроцентной готовности всех образовательных организаций. К новому учебном году в Свердловской области откроется свыше тысячи школ и более сотни колледжей и техникумов. Пристальное внимание при подготовке уделено качеству питания, а также работе школьных столовых. Непрерывно идёт процесс обновления автобусного парка свердловских школ – в 2023 году было приобретено 25 новых автобусов, в этом году планируется закупить ещё 34. В рамках реализации программ дополнительного образования в новом учебном году будут открыты свыше 5,5 тысячи новых мест. Всего обучаться в кружках и секциях, технопарках и IT-кубах будут порядка 400 тысяч школьников. Популярными среди детей остаются художественные, технические и спортивные направления, а также занятия в туристических клубах и школьных краеведческих музеях.
Новые предметы
В новом учебном году появится новый предмет – «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР). Цель изучения – формирование у обучающихся готовности к защите Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности. В рамках предмета школьники получат знания и умения, которые помогут подготовиться к военной службе. Новый предмет вводится во всех школах России в 8-11 классах и будет проводиться один раз в неделю. Дополнительно к урокам будут проходить учебные сборы для обучения практическим навыкам.
В школьном расписании начальной и основной школы появится такой новый (на самом деле не совсем) предмет «Труд (технология)», который заменит существующий предмет «Технология». В начальной школе на труд будет отведено 135 часов обучения, что составляет 34 часа в год для каждого класса от первого до четвёртого. Программа начального общего образования включает в себя несколько модулей, общих для каждого года обучения. Это «Технологии, профессии и производства», «Технологии ручной обработки материалов», «Конструирование и моделирование» и «Информационно-коммуникативные технологии». На уроках труда школьники будут заниматься с различными материалами. Они будут учиться основам слесарного дела, кройке, шитью и другим навыкам ручной работы.
В основной школе на предмет «Труд (технология)» будет выделено 272 часа. Распределение часов будет следующим: по 68 часов в год (2 часа в неделю) в 5, 6 и 7 классах, а в 8 и 9 классах – по 34 часа в год (час в неделю). В программу по трудовому обучению для 5-9 классов войдут обязательные и вариативные модули. Обязательных модулей будет пять: «Производство и технологии», «Технологии обработки пищевых продуктов», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника» и «3-D моделирование, прототипирование, макетирование». Кроме того, ученики смогут выбрать три дополнительных модуля: «Автоматизированные системы», «Животноводство» и «Растениеводство».
Итоги экзаменов
В 2024 году из 348 выпускников 9-х классов были допущены до экзаменов 343 обучающихся. Основной государственный экзамен на «4» и «5» сдали: по русскому языку – 53% (в прошлом году – 52%), по математике – 50% девятиклассников (в прошлом году – 34%).
Наибольший тестовый балл по русскому языку – 33 из 33 возможных – набрали 4 выпускника в школе №5 и один выпускник школы №16; наибольший тестовый балл по математике – 31 из 31 возможных – получил выпускник в школе №5.
Среднюю школу в 2024 году окончили и получили аттестаты о среднем общем образовании 129 выпускников. 15 человек были награждены медалью «За особые успехи в учении» (12%; в прошлом учебном году – 10%). Из них медалью 1-й степени – 12 человек, медалью 2-й степени – 3 выпускника.
Лучший результат за ЕГЭ по русскому языку – 94 балла – был у двух учениц школы №16, у одной выпускницы школы № 2 и одной выпускницы школы № 5. 70 и более баллов по русскому языку набрали 37% 11-классников (в прошлом учебном году было 40 %). 90 баллов и более за ЕГЭ по русскому языку получили 8 выпускников (в прошлом году – 7 выпускников): 4 человека – в школе № 5, трое – в школе № 16, одна выпускница – в школе № 2.
Базовую математику в 2024 году сдавал 71 выпускник (в прошлом году – 93). Математику профильного уровня сдавали 59 выпускников (в прошлом году – 36). На «5» базовую математику написали 22 выпускника. Лучший результат за ЕГЭ по профильной математике – 96 баллов – у 11-классника школы № 24 (в прошлом году лучший результат был 76 баллов). 28 выпускников по профильной математике набрали 70 и более баллов, что составляет 47 % от числа сдававших этот экзамен (в прошлом году эта цифра составляла 28%).
Самые высокие баллы за ЕГЭ по выбору:
– у выпускников школы № 5: 97 баллов по истории, 94 балла по литературе, 90 баллов по информатике и ИКТ, 90 баллов по обществознанию;
– у ребят из 16-й школы: 95 баллов по химии, 94 балла по литературе;
– у 11-классников школы № 24: 98 баллов по физике, 96 баллов по профильной математике.
К сожалению, не преодолели минимальный порог, установленный Рособрнадзором, 17 выпускников 11-х классов, из них двое по двум предметам. В прошлом году выпускников, которые не преодолели минимальный порог, было 15.
Из предметов по выбору пятёрку лидеров в 2024 году возглавляет профильная математика: 45 % выпускников выбрали этот предмет. Следом идёт обществознание – 35%. Биологию выбирали 22% сдающих ЕГЭ, физику – 20%. Пятое место заняла информатика – 14%.
Средний балл по предметам в 2024 выше прошлогодних показателей, за исключением географии, математики базовой, английского языка и русского языка.
В 2023-2024 учебном году в школах Карпинска обучались 3180 детей. На уровне начального общего образования – 1269 детей, на уровне основного общего образования – 1641, на уровне среднего общего образования – 263, и 7 школьников обучались по программам для детей с нарушением интеллекта. В 1-х классах обучался 291 ребенок, в 9-х – 344, в 11-х – 131. На семейной форме обучения были 17 школьников.
В новом учебном году на государственную итоговую аттестацию выйдут 325 учащихся 9-х классов и 127 одиннадцатиклассников.
Дополнительное образование
Сеть дополнительного образования в городском округе включает 22 учреждения: 7 общеобразовательных школ, в том числе Карпинская школа-интернат, 9 детских садов, имеющих лицензии на право реализации программ дополнительного образования, 4 учреждения дополнительного образования детей: 3 из них – в системе образования (МАУ ДО СШ и МАУ ДО ДООЦ, МАУ ДО «Станция туризма и экскурсий «Конжак») и Карпинская школа искусств, Карпинский машиностроительный техникум, ГКУ «Карпинский детский дом-интернат».
В этом учебном году карпинцев ждет большое событие – Детский оздоровительно-образовательный центр начнёт свою деятельность по новому адресу: ул. Мира, 70а. Пройдет день открытых дверей.
С 2021 года в муниципалитете реализуется модель по работе с талантливыми и одарёнными детьми. Одним из основных инструментов по выявлению и поддержке одарённых детей является Всероссийская олимпиада школьников, которая проводится на нашей территории по 24 предметам из 24-х возможных.
В школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2023-2024 учебном году приняли участие 1442 ученика (в прошлом году – 1320) из шести образовательных организаций (63,4% от общего количества учащихся 4-11 классов). Победителями и призёрами школьного этапа стали 982 участника.
В муниципальном этапе Олимпиады приняли участие 336 ученика (в прошлом году 352 человека). Победителями и призёрами стали 180 учащихся.
На региональном этапе наш город представляли 12 участников: Тимофей Созин (рук. А.Л. Созина), Дарья Зиганшина (самостоятельная подготовка), Лазарь Чернецов (рук. Н.А. Вершинина), Анастасия Кудрявцева (рук. Т.П. Левкович), Мария Рудий (рук. О.Г. Алексеева), Елизавета Ерофеева (рук. М.А. Галлямшина), Мария Рудий (рук. М.А. Таршилова), Екатерина Дубровина (рук. М.А. Таршилова), Анастасия Ищенко (рук. И.М. Балтабаев), Анастасия Шерстнёва (рук. Т.А. Киблер), Ирина Прокопьева (рук. Л.Я. Голубь), Владислав Родин (рук. М.Б. Кашкин).
Призёрами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников стали: Дарья Зиганшина – по искусству (МХК), Анастасия Ищенко – по истории, Елизавета Ерофеева – по русскому языку, Мария Рудий – по истории, Ирина Прокопьева – по технологии, Владислав Родин – по технологии.
Уже несколько лет в Карпинске проводится проектно-исследовательская конференция учащихся, основными принципами которой являются открытость и прозрачность критериев оценивания, коллегиальность принятия решений, равенство условий для всех участников. Конференция проводится в два этапа: первый – публикация материалов на портале для общественного обсуждения, второй – очная защита работ, которая уже много лет на высоком уровне проводится в школе № 16. Участниками муниципального этапа Конференции являются победители и призёры школьного этапа.
На муниципальный этап в 2024 году был заявлен 101 проект (в прошлом году 77). На второй тур было представлено 98 проектов (в прошлом году 72). Публичная защита проектов проводилась в 14 секциях. По каждой секции была организована работа жюри. Победителями и призёрами стали 39 проектов. Жюри отмечает, что большинство работ носит исследовательский характер, наблюдается повышенный интерес к современным научным проблемам.
В уходящем учебном году, чтобы помочь учителям и администрации школ организовать проектную деятельность, специалистами отдела образования и Детского оздоровительно-образовательного центра был разработан конструктор проектов – цифровой сервис, который позволяет его пользователям погрузиться в мир учебного проектирования и осуществляет реальную поддержку этого вида образовательной деятельности. В ближайшее время пройдет презентация сервиса для образовательных организаций города.
Профориентация
Минпросвещением России разработана единая модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6-11-х классов, включая детей с инвалидностью. Реализация данной модели во всех школах города началась 1 сентября 2023 года.
Профминимум включает в себя три уровня на выбор образовательной организации: базовый (не менее 40 часов в учебный год), основной (не менее 60 часов в учебный год), продвинутый (не менее 80 часов в учебный год). Каждый уровень профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:
– профильные предпрофессиональные классы, ориентированные на востребованные профессии на рынке труда (в нашем городе реализуются два важных проекта: в школе № 5 – медицинский класс, в школе № 16 – педагогический класс);
– урочная деятельность, которая включает дополнительные материалы к учебным предметам (физика, химия, математика, технология);
– внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий;
– воспитательная работа;
– дополнительное образование;
– профобучение;
– взаимодействие с родителями или законными представителями.
Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее». На платформе проекта зарегистрирован 161 ученик.
Во всероссийском образовательном проекте в сфере цифровой экономики «Урок цифры» приняли участие 2843 человека, а в профориентационном проекте «ПроеКТОриЯ» – 2570 человек.
Престиж профессии учителя
Отделом образования в тесном взаимодействии с городским профсоюзом в рамках внедрения системы наставничества были организованы мероприятия для молодых педагогов и их наставников. С 1 сентября 2023 года были назначены доплаты наставникам в размере не менее 10% оклада за работу с молодыми педагогами. Шести молодым педагогам были выплачены единовременные пособия на обзаведение хозяйством на общую сумму 225 тыс. рублей, выделенные Министерством образования и молодежной политики Свердловской области.
Карпинские педагоги приняли участие в следующих мероприятиях, направленных на повышение престижа педагогической профессии и статуса наставника: муниципальный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года»; муниципальный этап областного конкурса «Молодой учитель»; Всероссийский форум «Психолого-педагогические классы: новые задачи и возможности» в Екатеринбурге; образовательный форум «Векторы наставничества» в Центре «Учитель будущего»; Региональный съезд педагогов дошкольного образования; концерт для педагогов и их наставников из Уральского Федерального округа; первый окружной слёт психолого-педагогических классов в школе № 16 г. Карпинска; областная зимняя «Школа молодого педагога» в Первоуральске; городская весенняя «Школа молодого педагога» в карпинской школе № 5 и другие.
В 22-х вебинарах и методических днях, курсах повышения квалификации Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Уральского государственного педагогического университета приняли участие более 130 педагогов города.
С 2018 года педагоги активно участвуют в деятельности муниципального сетевого сообщества «Методсовет». Отметим, что «Методсовет» – инновационная площадка, подобного опыта в соседних территориях нет. В прошлом учебном году на её базе была открыта электронная библиотека, организован расширенный поиск по опубликованным материалам.
В 2023-2024 учебном году аттестацию для подтверждения и повышения квалификационной категории по обновленной модели прошли 38 педагогов образовательных организаций. Высшая квалификационная категория была присвоена 16 педагогам, первая – 22 педагогам.
В образовательных учреждениях конкурсному движению придаётся большое значение. Педагоги принимают активное участие в конкурсах различных уровней и направленностей. В 2023-2024 учебном году участие в конкурсном движении приняли 29 педагогов школ, 70 педагогов дошкольных образовательных учреждений и 20 педагогов учреждений дополнительного образования. Победителями и призёрами в различных номинациях конкурсов стали:
– Олимпиада управленческих команд «Школы Минпросвещения России» – команда педагогов школы № 24: О.А. Глухова, О.В. Третьякова, А.В. Мецлер, Е.Н. Русанова, М.И. Кожевникова;
– региональный этап Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» в Свердловской области в 2024 году – победитель А.Л. Тырышкина, воспитатель МАДОУ №25;
– региональный фестиваль-конкурс «Это всё мое, родное» – диплом лауреата 3-й степени у заместителя заведующего МАДОУ №17 М.В. Москалец, диплом лауреата 2-й степени у воспитателя МАДОУ №17 В.Ф. Салаватовой.
С целью мотивации педагогических кадров дошкольных учреждений раз в два года на уровне муниципалитета проводится конкурс «Воспитатель года» в рамках регионального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России». Участие приняли 9 педагогов детских садов.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений активно участвуют в ежегодном городском конкурсе «Лидер сетевого сообщества», который организован с целью развития информационно-методического пространства для профессионального общения педагогов, поддержки их инновационной деятельности.
Хорошей традицией в городском педагогическом сообществе стало проведение педагогических чтений. В 2023-2024 учебном году участие приняли 54 педагога образовательных учреждений города.
Лучшими по итогам городских педагогических чтений 2023-2024 учебного года стали работы: воспитателя МАДОУ № 4 М.В. Герасимовой, учителя начальных классов МАОУ СОШ № 2 М.И. Гриценко, учителя истории и обществознания МАОУ СОШ № 5 О.Р. Петряевой, воспитателя МАДОУ № 4 Д.И. Семёновой, воспитателя МАДОУ «УМКА» С.С. Башенёвой, воспитателя МАДОУ №2 Е.А. Верещагиной.
Также в стороне не остаются молодые педагоги, которые принимают участие в профессиональных конкурсах. Ежегодно для них проходит муниципальный этап областного конкурса «Молодой учитель». В конкурсе приняли участие 5 молодых педагогов. Победителем муниципального этапа конкурса стала А.И. Савинова, учитель школы № 2.
Театр и многое другое
В прошлом учебном году во всех школах были созданы и зарегистрированы школьные театры. Система школьных театров и детских театральных конкурсов развивается по поручению Президента Российской Федерации и является важным инструментом воспитания подрастающего поколения и социальным лифтом для талантливых детей. Весной 2024 года в городе прошёл первый фестиваль школьных театров.
Уже третий год на базе школ работают школьные спортивные клубы. Второй год спортивные клубы работают и в детских садах.
В уходящем учебном году по инициативе Главы города А.А. Клопова совместно с шахматным клубом «Горняк» запущен в пилотном режиме проект «Шахматы в школе и детском саду». Реализация этого проекта продолжится в этом году.
Для реализации задач в сфере воспитания и работы с молодёжью в городе работает сетевое сообщество учащихся, родителей и педагогов. С его помощью организована работа групп РДДМ, Юнармии, волонтёров, ЮИД, ДЮП, спортивных клубов, групп по профориентационной деятельности и работы с талантливыми детьми и молодёжью. Сетевое сообщество, по сути, стало площадкой, отражающей деятельность данных объединений в каждой образовательной организации. Также в сообществе организована работа единого муниципального календаря мероприятий для детей.
Продолжится взаимодействие с городским краеведческим музеем. В прошлом учебном году были сформированы программы, которые музей готов предложить образовательным организациям. На сайте городского сетевого сообщества ПИК 2.0 можно познакомиться с содержанием программы и записаться на посещение городского музея. Также на сайте добавлены программы музея школы № 5.
Во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях созданы первичные отделения Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодёжи «Движение первых». Во всех школах реализуется проект «Орлята России». Количество участников движений превышает 1000 человек.
Также в школах и ДООЦ действуют представительства Юнармии, волонтёрские отряды, Дружины юных пожарных и отряды Юных инспекторов движения.
26 волонтёров всех школ приняли участие во Всероссийском онлайн-голосовании жителей по проекту «Формирование комфортной городской среды». По его результатам волонтёры отряда школы № 5 Ирина Ерошина и Екатерина Якимова (рук. Д.Д. Гладких) представлены к награждению Министерством образования и молодёжной политики Свердловской области. Волонтёры отряда школы № 6 (рук. Е.В. Репета) Кирилл Зотов и Софья Сурма заняли 1 и 2 места в финале областного конкурса «Лучший доброволец. VOLUNTEER TIME – 2024» в номинации «Лучший доброволец. Школа».
Дружины юных пожарных насчитывают более 60 участников. В течение учебного года школами проводится планомерная работа в данном направлении (экскурсии в пожарную часть, профилактические акции, встречи с сотрудниками Отдела надзорной деятельности и профилактической работы и 266 ПСЧ, практические тренировки, творческие конкурсы). В 2023-2024 учебном году юные дюповцы приняли участие в областном этапе Всероссийского героико-патриотического фестиваля детского и юношеского творчества «Звезда Спасения», во Всероссийском проекте «Первая помощь», во Всероссийском открытом уроке по основам безопасности жизнедеятельности, городском конкурсе детского творчества по пожарной безопасности «Спасатель – профессия отважных». В мае прошёл традиционный городской слёт дружин юных пожарных, посвящённый 375-летию пожарной охраны, где победителем стала дружина школы № 2 (руководители И.В. Гольц и Н.Т. Черемисина). Второе и третье места заняли ДЮП «ООН» школы № 16 и ДЮП «Искра» школы № 5. В сентябре 2023 года дружина «Прометей» школы №2 приняла участие в областном конкурсе «Слёт дружин юных пожарных», стала призёром (2 место) в общем зачёте и победителем в отдельных видах программы: «Пожарная кругосветка».
Отряды ЮИД насчитывают более 70 участников. Юидовцы школы № 16 приняли участие в областных соревнованиях юных инспекторов движения «Безопасное колесо» и вошли в двадцатку лучших команд, показали хорошие результаты по оказанию первой медицинской помощи.
Новый учебный год
В июне межведомственной комиссией проведён приём готовности общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования к новому учебному году. Все образовательные организации прошли проверку надзорных органов и готовы к приёму детей.
В рамках подготовки к новому учебному году на текущий ремонт было выделено 3,10 (?)млн. рублей.
Разработан проект по оборудованию стадиона школы № 2, затраты на подготовку проекта составили 1 млн. рублей. Заявка Карпинска прошла первый этап отбора, если ничего не изменится, то проект будет реализован в 2025 году. Общие затраты по стадиону должны составить более 40 млн. рублей.
В школе № 6 приобретены кресла для актового зала и «одежда» для сцены на общую сумму 1,86 млн. рублей.
В школе № 5 реализован проект по оснащению кабинетов химии и биологии современным оборудованием в рамках проекта Губернатора «Медицинские классы в Свердловской области». Стоимость составила 9,5 млн. рублей. 2 сентября состоится торжественное открытие обновлённых учебных пространств.
Дополнительно в этом году в рамках получения субсидии из областного бюджета на организацию горячего питания было приобретено технологическое оборудование для пищеблоков школ № 2, № 5, № 6, № 16 и № 33 на сумму 1,48 млн. рублей. В школах № 2, № 5, № 6, № 16 и ОЗЛ «Светлячок» выполнены работы по монтажу вентиляционных систем в помещениях пищеблоков (на эти цели направлено 1,8 млн рублей).
На текущий ремонт зданий детских садов было выделено 1,522 млн. рублей. В рамках социально-экономического партнёрства с компанией «Полиметалл» в детском саду № 2 произведён ремонт центральной части кровли и демонтаж аварийных конструкций козырька на сумму 1 млн. рублей. Произведена замена оконных блоков. Общая сумма затрат составила 6 млн. рублей. В 2025 году работы в данном направлении планируется продолжить, следующий на очереди – детский сад № 18.
Продолжается модернизация инфраструктуры загородного лагеря «Светлячок». Осенью прошлого года был завершён большой ремонт пищеблока лагеря, отремонтированы все цеха, затраты составили 1,8 млн. рублей. В этом году к началу летней оздоровительной кампании выполнен ремонт коридора в большом спальном корпусе на сумму 870 тыс. рублей. На подготовительные мероприятия для летней оздоровительной кампании в загородном лагере было израсходовано 436,4 тыс. рублей из местного бюджета.