Жалоба на курение

«Карпинский рабочий» уже рассказывал о ситуации, которая сложилась между жителями одного из домов города. Жительница города обращалась с жалобой на соседей, которые шумят, а также курят у себя в квартире и подъезде. У самой женщины астма, поэтому она испытывает большой дискомфорт от дыма. Неоднократно она обращалась в полицию, чтобы стражи правопорядка каким-либо образом пресекли шум и курение. Однако если с шумом более или менее ситуация ясна – согласно областному закону шуметь в ночное время нельзя и за это могут привлечь к административной ответственности, то как быть с курением? «Карпинский рабочий» обратился с запросом в городскую прокуратуру и отдел полиции № 32.
В ответе полиции за подписью врио начальника отдела майора полиции А.А. Коновальцева сообщается, что жительница города в 2024 году обращалась в дежурную часть ОП № 32 18 раз. Все сообщения зарегистрированы в книге учёта заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях. По всем сообщениям приняты решения в порядке Кодекса об административных правонарушениях.
Информация по факту курения табачных изделий в подъезде дома не нашла своего подтверждения. Как следует из ответа полиции, в ходе рассмотрения сообщений жительницы города были опрошены жильцы подъезда, которые факты курения в подъезде не подтвердили. Выезжающие на место сотрудники полиции факты курения в подъезде не фиксировали. Между тем для составления административного протокола за курение в общественном месте необходимы фото- или видеофиксация, объяснение свидетеля, лица, совершившего административное правонарушение.
Тем временем
В период с 1 января по 11 ноября 2024 года по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использование кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах было составлено 2 административных протокола.
В ответе прокуратуры за подписью заместителя прокурора С.О. Матвеева сообщается, что в истекшем периоде 2024 года жительница города обращалась в ОП № 32 МО МВД России «Краснотурьинский» по вопросу нарушения общественного порядка и безопасности 4 раза, по факту курения – 8 раз. При этом в ходе проведённых проверок указанных материалов по сообщениям гражданки факты совершения соседями и гражданами деяний, запрещённых ст. 6.24 и ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не подтвердились. Женщина заявления в полицию по данным фактам писать не желала.
В Прокуратуру Карпинска жительница города обращалась неоднократно по вопросам нарушения тишины и покоя соседями, а также по вопросам курения в подъезде. По данным обращениям прокуратурой города проводились надзорные мероприятия, факты совершения соседями и гражданами деяний, запрещённых ст. 6.24 и ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не подтвердились, в связи с чем меры прокурорского реагирования не принимались.
За строкой закона
Как следует из информации Прокуратуры Карпинска, исходя из комплексного анализа законодательных положений можно сделать вывод о том, что к общественным местам относятся места значительного скопления граждан (улицы, площади, парки, стадионы, транспорт), а также любые места, свободные для доступа неопределённого круга лиц, в которых могут находиться люди (подъезды, пешеходные переходы, остановки, торговые центры, залы ожидания и др.).
Однако в некоторых случаях законодатель относит толкование правовых норм на усмотрение правоприменителя, что является вполне логичным с учётом разнообразия объектов, которые могут быть признаны общественными местами.
Вполне естественно, что права и свободы человека и гражданина, в том числе пределы его поведения в общественных местах, могут быть ограничены законом. Это прямо закреплено в Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
Указанная норма логично соотносится с ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Что касается административных правонарушений, которые не связаны с употреблением алкоголя или табака в общественных местах, то наиболее распространёнными являются правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которой установлена ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества.
Согласно правовой позиции, отражённой в законодательных актах, явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним. При этом важны именно умысел на противопоставление обществу, пренебрежение им.
Особое внимание уделено законодателем охране здоровья граждан, пребывающих в общественных местах.
В частности, ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» установлен запрет курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов (за исключением случаев, установленных ч. 2 данной статьи) на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.
Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, на здоровье человека запрещается курение табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов на следующих территориях:
1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодёжи, услуг в области физической культуры и спорта;
2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;
3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;
6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;
7) в помещениях социальных служб;
8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, помещениях, составляющих общее имущество собственников комнат в коммунальных квартирах;
11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;
12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;
13) на автозаправочных станциях;
14) в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания.
Следует уточнить, что помещения общего пользования в многоквартирном доме – это помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом доме. К таким помещениям относятся, например, межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование) (пп. «а» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491). Поэтому курение в указанных местах также запрещено.
Часть 1 ст. 6.24 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на отдельных территориях в виде административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 500 руб., а нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на детских площадках влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 3 000 руб. (ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ). В случае несогласия с принятым решением гражданин вправе обжаловать его прокурору г. Карпинска либо в Карпинский городской суд Свердловской области.