Профориентация: важный шаг к выбору профессии

Задачи национальных проектов «Молодёжь и дети» и «Кадры» направлены, в том числе, на подготовку кадров под потребности различных сфер экономики благодаря скоординированной работе образовательных учреждений, компаний и государства. В нацпроектах заложены инструменты реализации, которые помогут молодёжи в выборе профессии и развитии нужных навыков, создают условия для личностного развития, вовлекают в проекты и программы профессионального развития и научные исследования.
Важный вклад в реализацию целей и задач национальных проектов вносит система образования страны. Сейчас ведётся обсуждение стратегии развития образования в Российской Федерации до 2040 года.
«Одной из особенностей разрабатываемой стратегии является формирование образа выпускника, соответствующего потребностям экономики страны: к 2040 году должен быть обеспечен баланс в подготовке выпускников, начиная от детского сада и заканчивая вузом. В итоговом документе будут выделены основные качества и навыки выпускника детского сада, школы, колледжа, вуза, системы дополнительного профессионального образования и предложены конкретные механизмы по преодолению ключевых вызовов, – отметила исполняющая обязанности министра образования и молодёжной политики Светлана Тренихина. – Наша цель – создание современной и гибкой системы, соответствующей потребностям страны для достижения суверенитета и лидерства».
Немаловажное значение имеет профориентационная работа со школьниками. В Карпинске куратором профориентационной деятельности в образовательных учреждениях является Центр детей и молодёжи. Одним из самых масштабных мероприятий, направленных на привлечение детей к выбору профессии и практикоориентированным занятиям, являются профессиональные пробы – уникальное профориентационное событие, одноимённое всероссийскому проекту «Билет в будущее».
С 13 января в школе № 16 стартовал новый урок цифры на тему «Кибербезопасность и искусственный интеллект». Школьникам предложили разобраться с тем, как злоумышленники используют возможности нейросетей и как можно работать с искусственным интеллектом безопасно. Учителя информатики Е.М. Шляева и С.А. Ившин рассказали ребятам о киберрисках новых технологий и как специалисты по кибербезопасности используют алгоритмы машинного обучения во благо. Учащиеся узнали, как защитить свои данные при использовании сервисов с искусственным интеллектом, как выявлять признаки угроз и анализировать потенциально вредоносные сайты.
Мероприятие объединяет учреждения сферы образования и культуры, Центр занятости населения, работодателей и другие заинтересованные организации, создавая платформу для взаимодействия и обмена опытом. В этом году событие набирает популярность и привлекло около 340 заявок от школьников, что значительно больше по сравнению с прошлым годом, когда было подано 176 заявок. Это свидетельствует о растущем интересе молодёжи к различным профессиям и желании попробовать свои силы в новых сферах, а также заинтересованности местных работодателей.
Педагог дополнительного образования школы № 6 Н.Н. Аксёнова провела занятие «Профессия – флорист». 19 учащихся из всех школ города учились создавать флорариумы – мини-сад за стеклом со своей экосистемой.
Создание флорариума полностью зависит от фантазии и желания творца.
Современным школьникам необходимо не только получать теоретические знания, но и иметь возможность на практике ознакомиться с интересующими их областями. Именно поэтому основным условием для соорганизаторов мероприятия стали активные формы профориентации, которые позволили ребятам попробовать свои силы в различных профессиях. Такое практическое взаимодействие с профессиями помогает школьникам лучше понять свои интересы и способности, а также осознать, какие навыки и знания необходимы для успешной карьеры в будущем.
В филиале ГАПОУ СО «Карпинский машиностроительный техникум» в Волчанске для 9-классников школы № 16 прошёл мастер-класс по изготовлению фигурных сладких булочек из дрожжевого теста с начинкой.
Повара-кондитеры с многолетним стажем поделились секретами работы с тестом, рассказали, как лучше выбирать начинку.
Ребята с удовольствием закручивали причудливый узор будущей булочки.
Активную помощь в организации мероприятия оказал Карпинский центр занятости населения, который привлёк индивидуальных предпринимателей, таких как ИП Гутаренко В.В., а также представителей ФКУ ИК № 3, ГУ 12 ОГПС ГУ МЧС России и автотранспортного предприятия «Люкс», детской поликлиники. Участие в профпробах дало школьникам возможность увидеть работу специалистов в реальных условиях.
Ученики 9-го класса школы № 2 встретились с выпускницей школы Миланой Устиновой,
студенткой Тюменского индустриального университета, факультета «Землеустройство и кадастр».
Педагогами ЦДМ были организованы экскурсии в Краснотурьинское училище искусств и ООО «Новый стиль», педагоги школы № 24 уже не первый год принимают организованную группу детей из городских школ на пробы будущих агрономов. «Точки роста», педагогический и медицинский классы в школах города готовы принимать ребят из других школ. Создаётся единая среда для профориентации и используются все возможности – технологические, педагогические, материальные – для одной цели: способствовать самоопределению школьников в профессиональном будущем.
Ученики 10-11 классов социально-экономического профиля, участники Всероссийского проекта «Билет в будущее»,
стали слушателями семинара-практикума «Антикоррупционная составляющая профессиональной деятельности сегодня»
в Карпинском городском суде.
Ребята познакомились с антикоррупционным законодательством и порядком его применения.
Профпробы для школьников прошли в январе. В их перечне следующие направления профориентации: компьютерная графика, 3D-моделирование/информатика, ИЗО, черчение; геология/химия, физика, экология; робототехника/труд (технология), информатика, черчение; промышленные решения на базе манипуляторов Dobot Magician/труд (технология), информатика, черчение; инженер-физик по космической технике/физика, математика, астрономия; «Я – психолог»; разработчик игр; профессия «флорист»; профессия «актёр»; профессия «воспитатель»; вожатый в деле/ ИЗО, музыка, организаторские способности; современный учитель – это профессия или образ жизни; «В руках педагога душа ребёнка»; «Педагог дополнительного образования в области туризма и краеведения»; «Работа есть: Специфика деятельности Службы занятости»; «Лучше нет профессии на свете: повышение престижа медицинских профессий»; «Я б в пожарные пошел»; «Будущие юристы»; «Автомеханик – автомобильный доктор»; профориентационная встреча с экспертами – сотрудниками исправительной колонии и выпускниками ведомственных ВУЗов; Профессия оператор ЧПУ; Педагог дополнительного образования в области конструирования и программирования; «Журналист: ораторское искусство в профессиональной деятельности»; «Агробиотехнолог: растениеводство и садоводство»; «Специфика профессий, связанных с музыкальным искусством – вокал, теория музыки, хоровое дирижирование, инструментальное исполнительство, социально-культурная деятельность»; «Из точки А в точку Б: специфика профессий транспортной сферы деятельности»; «Специфика профессий, связанных с изобразительным искусством – дизайн, живопись, ДПИ и народные промыслы»; «Специфика профессий, связанных с конструированием, моделированием, дизайном одежды»; «Тренинг освоения игровых технологий: инструментарий воспитателя»; «Кухонная лопатка»; «Муниципальный служащий: профориентационная экскурсия в Администрацию МО Карпинск»; звукорежиссура для начинающих; экскурсовод/хранитель музейных предметов; «Я – хореограф: драматургия и режиссура»; тактический медик; «Специфика профессий, связанных с медициной»; «Организация работы логопеда и воспитателя в группе детей с задержкой психического развития»; «Организация работы логопеда и воспитателя в группе детей с расстройством аутистического спектра»; «Организация работы воспитателя в группе детей с тяжёлыми нарушениями речи»; музыкальный руководитель в детском саду.
Фото предоставлено Отделом образования.