Профориентация в школе: как помочь выбрать профессию

В настоящий период развития общества возрастает значение личности, готовой к самостоятельной жизни. Подготовка ребенка к осознанному профессиональному выбору становится жизненно необходимой. Стадия выбора должна завершаться формированием достаточно чёткого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем будет включён.
Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе определения своего будущего пути.
Ранняя профориентация школьников, на наш взгляд, важна, так как является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и её следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности.
Говоря о ранней профориентации школьников, следует понимать, что это не выбор детьми конкретной профессии, а формирование у них готовности к профессиональному самоопределению. Профессиональное самоопределение – один из главных компонентов, составляющих процесса социализации ребенка, то есть стремление его совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле, процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Процесс этот длительный и многоступенчатый, для реализации которого в нашей школе проводятся профориентационные мероприятия.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить его с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. С младшего школьного возраста необходимо развить у ребенка веру в свои силы путём поддержки его начинаний: будь то творчество, спорт, музыка или техника. Чем больше разных умений и навыков приобретёт ребенок в начальных классах, тем лучше он будет понимать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Цели профориентационной работы в начальной школе: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, расширение знаний о мире профессий, развитие интереса к учебно-познавательной деятельности.
С 1 сентября 2023 года Министерство просвещения Российской Федерации внедрило во всех школах единую модель профориентационной деятельности (профминимум), в школах появились обязательные уроки по профориентации. С сентября 2024 года наша школа реализует основной уровень профессионального минимума. Для реализации основного профориентационного минимума заключены соглашение о сотрудничестве (сетевом взаимодействии) и договоры о сетевой форме реализации образовательной программы. Целевой аудиторией являются обучающиеся 1-11 классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
В начальной школе педагоги школы проводят экскурсии, тематические классные часы, беседы, игры, проектную и исследовательскую деятельность, а также участвуют с детьми в различных конкурсах, в общественно-полезном труде.
Каждый месяц младшие школьники в игровой форме знакомятся с миром профессий. Так, они уже познакомились с профессией «агроном». Школьники посетили ОГУП «Карпинский хлебокомбинат», где своими глазами увидели технологию производства хлеба и кондитерских изделий, приняли участие в мастер-классе по изготовлению пирожного. Узнав о профессии «графический дизайнер» ребята на уроке информатики разработали макет и создали открытку в графических редакторах ко Дню отца. Профессия «мастер сухого строительства» при посещении профессиональных проб в ГАПОУ СО «Карпинский машиностроительный техникум» позволила попробовать себя в роли штукатура-маляра и изготовить декоративные кирпичики. Знакомство с компетенцией «ремесленная керамика» закрепили при поездке в Краснотурьинскую гончарную мастерскую «CeraMIX», где своими руками смогли изготовить чайную пару. Профессия «художник-аниматор» позволила ребятам разобраться в последовательности создания рисунка и показать своё мастерство – нарисовав главного героя мультфильма «Антошка». Знакомство с миром электроники осуществили через просмотр цикла мультфильмов «Лампочкины».
Чтобы заинтересовать детей и привлечь их внимание к разным специальностям, уроки профориентации стараемся проводить нескучно: в игровой форме, с использованием дискуссий и интерактивных методов. Задача профориентационных уроков не просто познакомить ребят с профессиями, востребованными на рынке труда, но и чтобы они понимали суть дела, которому мечтают посвятить свою жизнь. Важно воспитать культуру труда, чтобы выпускники стремились реализоваться в выбранной специальности и получали удовольствие от работы на благо общества. Единая модель профессиональной ориентации школьников в нашей школе реализуется через следующие проекты.
Проект «Шоу профессий» популяризирует рабочие специальности и образ профессионала среди обучающихся. В рамках проекта школьники смотрят видеоролики, рассказывающие о передовых отраслях экономики, актуальных профессиях, специалистах, их профессиональном развитии, образовательных учреждениях и промышленных предприятиях.
Уроки профориентации «Россия – мои горизонты» знакомят школьников 6-11-х классов с самыми значимыми производствами нашей страны и миром профессий, которые востребованы в современной экономике. Содержание занятий адаптировано под особенности разных возрастных групп учеников: 6–7 классы – ребят знакомят с разнообразием профессий, рассказывают о важности труда; 8–9 классы – ученики ближе знакомятся с востребованными специальностями; 10–11 классы – выпускникам помогают выбрать направление для дальнейшего обучения, определиться с предметами для сдачи ЕГЭ, поступить в ВУЗ и сделать первые шаги в карьере.
В основу системы профессиональной ориентации в школе положен проект «Билет в будущее» – это проект ранней профессиональной ориентации школьников 6–11 классов, который реализуется при поддержке государства. Один раз в неделю ребята проходят профориентационные программы, диагностические тесты и участвуют в проектной деятельности. Участники проекта смотрят онлайн-уроки о профессиях, играют в коммуникативные и деловые игры, беседуют с психологами, педагогами и представителями разных специальностей. Отдельное место отводится мастер-классам, экскурсиям на производство, тематическим ярмарками и выставкам, дням открытых дверей в техникумах и вузах, конкурсам и чемпионатам по профессиональному мастерству.
Мастер-классы – это форма учебного процесса, при которой происходит передача практического опыта от наставника к ученикам. Участие в мастер-классах позволяет школьникам активизировать профессиональное самоопределение, развивать свой потенциал, расширять кругозор, проявлять творческое мышление, учиться общаться в группе. Во время работы на мастер-классах школьники приобретают личный профессиональный опыт – получают первые навыки и компетенции в выбранной профессии.
Экскурсии на предприятия – это возможность увидеть процесс производства изнутри и приобщиться к миру профессий, востребованных на рынке труда. Цель экскурсий – создать у учащихся реальные представления о том, как функционирует производство, из каких этапов и подразделений оно состоит. Посещение таких предприятий как: ОАО «Карпинский электромашиностроительный завод», ООО «Новый стиль», ОГУП «Карпинский хлебокомбинат», индустриальный парк «Богословский», Карпинское линейное управление магистральных газопроводов помогают познакомить школьников с устройством машин, спецификой их функционирования, разнообразными технологиями производственной деятельности.
Профориентационные встречи – это мероприятия, направленные на знакомство учащихся с различными профессиями через общение с их представителями. Цель таких встреч – помочь школьникам сориентироваться в мире профессий и правильно выбрать дальнейший путь обучения после окончания основной школы. Профессиональные ориентационные встречи проводятся с приглашением представителей учебных заведений: ГАПОУ СО «Карпинский машиностроительный техникум», ГАПОУ СО «Верхнесалдинский авиаметаллургический колледж», ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж», ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1», ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»; руководителей и сотрудников 266 ПСЧ ФПС ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области, АО «Богословское рудоуправление», ГАУЗ СО «Краснотурьинская городская больница», Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №3» ГУФСИН России по Свердловской области, ОП № 32 МО МВД России «Краснотурьинский», ПАО «Россети Урал», Альфа Банк и многих других.
Профессиональные пробы – это испытания, применение различных упражнений, моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершённый вид, где школьник искусственно включается в возможно свою будущую профессиональную деятельность. Такие мероприятия являются активными видами профессиональной ориентации и способствуют осознанному самоопределению школьников. На профессиональных пробах в ГАПОУ СО «Карпинский машиностроительный техникум» школьники примерили на себя актуальные и востребованные профессии: станочник широкого профиля; мастер отделочных, строительных и декоративных работ; сварщик; повар-кондитер. Участие в городских профессиональных пробах помогает школьникам определиться с выбором будущей профессии: автомеханика, вожатого, актёра или страхового агента.
Одним из самых популярных профессионально ориентированных занятий является «Урок цифры». «Урок цифры» – это всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий. Направлен на получение школьниками с 1 по 11 класс знаний от ведущих технологических компаний, развитие навыков и компетенций цифровой экономики, а также раннюю профориентацию в ИТ.
Профессиональные ориентационные конкурсы – это комплексная интерактивная форма профориентации, которая включает в себя беседы о профессиях, игры, виртуальные экскурсии, визуализацию, анимацию, изучение других источников информации, мастер-классы и soft-пробы. Цель профориентационных конкурсов – пробуждение у школьников интереса к современным профессиям, эффективное усвоение теоретического материала о профессиях и освоение специальных навыков. Учащиеся 8-11 классов принимают активное участие в профориентационных конкурсах по популяризации Единой модели профориентации в Свердловской области таких как: конкурс «Я ВЫБИРАЮ ПРОФЕССИЮ», номинация «Самый профориентационный класс»; конкурс «РАССКАЖИ ДРУГУ О ПРОФОРИЕНТАЦИИ»; конкурс «Я В ПРОФЕССИИ», номинация «Моя будущая профессия».
Важной составляющей профессиональной ориентационной работы со школьниками является взаимодействие с родителями. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в профориентационный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Такое взаимодействие помогает создать благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка и его гармоничного перехода к профессиональному самоопределению. В школе один раз в четверть проводятся общешкольные родительские собрания с участием специалистов разных профессий.
Профориентационная работа – это непрерывный процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных этапов: систематичность и преемственность – работа ведётся в школе с первого по выпускной класс; дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов; взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодёжи, службы занятости, общественных молодёжных организаций; связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах). Профориентационная работа проводится на уроках, во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования.
Результаты систематической работы по профориентации имеют не временный, а пролонгированный эффект. Процесс профессионального самоопределения не заканчивается с выбором направления профессионального образования по окончании школы. В уроках профориентации важно открыть школьникам удивительный и разнообразный мир профессий, услышать каждого и помочь сориентироваться.
Л.А. КЕНИХ, заместитель директора по воспитательной и методической работе МАОУ СОШ №16.
Фото предоставлено школой №16.