Учим говорить правильно!

Учим говорить правильно!

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы его речь развивалась правильно и своевременно.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким.

Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска.  Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов. Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Отрицательное воздействие на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.

Изображение

 Артикуляционная гимнастика.

Нарушение речи у ребенка часто сопровождается снижением внимания, мышления, недостаточным объёмом памяти. Многие родители не придают значения данной проблеме, думая, что ребенок ещё маленький и что нарушение со временем само по себе исчезнет, а некоторые, уже осознав данную проблему, непосредственно перед школой приводят детей к логопеду, надеясь, что специалист за два-три месяца «быстро» исправит все дефекты речи… Но это так не работает.

У детей формирование и развитие речи не может происходить само по себе. Для многих из них коррекция речи – это длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Таким детям требуется помощь.

Изображение

Массаж рук с палочками.

Логопедическую помощь ребенку дошкольного возраста в нашем городе могут оказать в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 17 «Серебряное копытце». В дошкольном учреждении функционируют  логопедические группы для детей с нарушениями речи. Принимаются дети  с  4-х  лет.

С дошкольниками работают специалисты: учителя-логопеды, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель. Образовательную деятельность в группах осуществляют воспитатели, прошедшие специальную подготовку.

Преимущества логопедической группы не только в том, что число детей значительно меньшее, чем в общеобразовательных группах, но и в том, что специалист «ведёт» каждого ребенка, знает всю специфику имеющихся проблем и подбирает индивидуальную коррекционную программу для их устранения.

Изображение

Логопедические занятия проводятся ежедневно – как со всей группой, так и индивидуально с каждым ребёнком. На фронтальных (общих) логопедических занятиях дети в игровой форме пополняют свой словарный запас, учатся грамотно строить фразы и предложения, составлять и пересказывать небольшие рассказы, на занятиях по обучению грамоте знакомятся со звуками и буквами, учатся читать и писать. На индивидуальных занятиях ведётся работа по постановке звуков и закреплению их в речи. 

Занятия строятся с применением традиционных и современных инновационных технологий: здоровьесберегающих, образовательных, игровых и ИКТ-технологий.

Задача всех педагогов, работающих с детьми с нарушениями речи – максимально облегчить процесс коррекционно-развивающей работы, сделать его интересным и занимательным для дошкольников.

Изображение

Каждый родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок был здоров не только физически, но и психологически, и занятия, которые проводят педагоги данных групп с использованием здоровьесберегающих технологий, полностью соответствуют этим запросам. 

Одной из важных здоровьесберегающих технологий является логоритмика. Сочетание музыки, речи и движения благотворно влияет на состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и речедвигательной систем. Во время занятий логоритмикой у ребёнка есть возможность раскрепоститься и проявить творческие способности.

Логоритмические занятия с детьми проводит учитель-логопед совместно с музыкальным руководителем. На этих занятиях у дошкольников развиваются: слуховое внимание, фонематических слух, чувство ритма, общая и мелкая моторика, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, речевая моторика и двигательная координация. Логоритмические занятия способствуют улучшению психоэмоционального фона, закрепляют навыки общения и помогают избавиться от комплексов, особенно возникших из-за дефектов речи.

Изображение

Большой интерес у детей вызывают интерактивные игры. Программно-дидактический комплекс «Логомер-2» приобретён в детский сад для работы с детьми  этой категории,  полностью отвечает требованиям времени. Он включает в себя комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики, игры и упражнения по звукопроизношению, развитию связной речи, обучению грамоте. Занятия для дошколят проходят увлекательно и интересно.

На протяжении всего периода реализации адаптированной программы для детей с нарушением речевого развития с дошкольниками работает педагог-психолог. Основными направлениями работы с детьми с нарушением речи является психодиагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование родителей (лиц их заменяющих), психологическое просвещение.

Повысить познавательную активность дошкольников, развить основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, память и восприятие, поможет учитель-дефектолог. Каждое индивидуальное занятие выстраивается с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Для того чтобы поддерживать интерес к коррекционным занятиям, специалист использует в своей работе современные образовательные технологии и методики.

Изображение

В завершении обучения дошкольников в логопедической группе намеченные изначально цели достигаются.

Положительных результатов в логопедической работе удаётся достичь благодаря тщательному логопедическому обследованию, установлению причин речевых нарушений, правильному логопедическому заключению, чёткому планированию логопедической работы в целом и составлению индивидуальной программы логопедического сопровождения ребёнка, эффективной совместной работе с воспитателями и специалистами.

Успешно проведённая совместная работа с детьми с нарушением речи даёт свои результаты: дети  охотно общаются со взрослыми и сверстниками, появляется инициативная речь, нормализуется  произносительная сторона речи, ребёнок может провести звуковой анализ слов,  словарный запас по лексическим темам соответствует норме и в целом значительно расширяется, усваивается грамматический строй речи, дети составляют описательные рассказы по схеме-плану и самостоятельно, знают буквы, обозначают гласные и согласные звуки, читают слова и предложения.

Воспитанники логопедических групп так же, как их сверстники, активно участвуют в городских и всероссийских конкурсах, концертах и фестивалях, часто становятся победителями и лауреатами! После окончания детского сада наши выпускники успешно обучаются в общеобразовательных школах города, выпускники логопедических групп владеют чёткой и грамотной речью и легко адаптируются в социальной среде.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

1.     Не искажайте слова. Это не помогает формированию правильной речи. От родителей ребенок должен слышать правильное произношение слов.

2.     Развивайте у ребенка мелкую моторику рук. Играйте с ним в «пальчиковые игры», стимулируйте его к тому, чтобы он научился совершать руками такие операции, как застёгивание пуговиц, завязывание шнурков, умел пользоваться ложкой и цветными мелками.

3.     Поощряйте познавательные способности ребёнка. Мало научить ребёнка говорить, развивать его артикуляционные навыки – нужно ещё, чтобы он в уме соотносил слова с соответствующими предметами и явлениями.

4.     Читайте малышу больше книжек (особенно маленьким детям нравятся простые ритмичные стишки с яркими картинками). Это не только развивает воображение, но и способствует расширению словарного запаса и закреплению в памяти уже известных ребёнку слов. 

5.     Обязательно объясняйте ребенку значения новых слов, используя только знакомые слова. Чаще вовлекайте его в диалог, задавайте ему побольше вопросов.

6.     Пополняйте словарный запас, учите причинно-следственным рассуждениям (4-5 лет). Начать можно с игры в антонимы: большой – маленький, холодный – горячий и т.п. Вы называете слово – ребенок даёт на него антоним, и наоборот. Отлично развивает речевую активность игра «Кто кем будет»: яйцо – цыпленком, мука – хлебом, мальчик – мужчиной и т.д. Попросите ребёнка закончить фразу типа: «Листья с деревьев облетели, потому что...». Предложите ребёнку придумывать синонимы к словам. Вовлекайте в игры других членов семьи.

7.     В 6-7 лет дети уже должны учиться пересказывать небольшие тексты, в пределах 6 предложений. Причём пересказывать теми словами, которые были переданы автором. Именно в этом возрасте формируется умение внимательно слушать.

Гаджеты: вред или польза

Современные устройства, с одной стороны, очень полезны, но когда речь идёт о детях, нужно быть предельно внимательным и осторожным. Никто не говорит о том, что не нужно использовать телевизор и гаджеты совсем. Это важная часть современной жизни, дети должны уметь владеть ими. Но у маленького ребёнка ещё нет навыков речи, движений, моторики, правильного психического развития, неправильно сформирована критика, самокритика, умение контролировать самого себя. Поэтому очень опасно бесконтрольно давать ему то, что может спровоцировать неправильное развитие.

В России об этом говорят мало, и сегодня в большинстве семей гаджеты используют сверх допустимой меры, на каждого члена семьи, включая грудного ребёнка, приходится от двух до трёх гаджетов. При этом в той же высокотехнологичной Японии детям разрешают пользоваться телефоном или компьютером только с пяти лет, когда нервная система дозрела. И мы согласны с их подходом. Да, вы можете включать ребенку какие-то развивающие игры или мультфильмы, но не более 30-40 минут в день на хорошем экране с хорошим звуком. Планшетов и смартфонов лучше избегать, потому что у маленьких детей быстро формируется цветовая и тактильная зависимость.

В помощь родителям:  скороговорки для развития речи

Скороговорки на звук [Ш]

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила – рукав не дошила.

Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишки на сосне.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шлёпают гуськом гусак за гусаком. 

Скороговорки на звук [Ж]

Поезд мчится, скрежеща: жэ, че, ша, ща.

Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:

Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Скороговорки на звук [Ч]

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж чрезвычайно чисто.

Птичку напичкали спичками.

Наша дочь речистая, речь у неё чистая.

Скороговорки на звук [Щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Скороговорки на звук [Р]

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы.

Скороговорки на звук [В]

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами. 

Скороговорки на звук [Ф]

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. 

Скороговорки на звук [Т]

Сидел тетерев на дереве, тетёрка с тетеревами на ветке.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом. 

Скороговорки на звук [Ц]

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Скороговорки на звук [З]

Бизоны у Зои на комбинезоне.

В загоне на газоне бизоны.

В замке зайка под замком.

Скороговорки на звук [С]

У Сени и Сани в сенях сом с усами.

У осы не усы, не усища, а усики. 

Будьте здоровы! Удачи вам и вашим детям!

Материал к печати подготовили:

Анна ЮШКОВА, учитель-логопед;

Лариса БОГДАНОВА, учитель-логопед;

Ирина КАШИНА, учитель-дефектолог.

Фото предоставлено детским садом №17.

15:40
208
Посещая этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.