Добро пожаловать в «Мечтай-Город!»

Лето – это пора отдыха для детей, разрядка накопившейся за год напряжённости, однообразности и учебной рутины. Лето даёт возможность восполнить израсходованные за учебный год силы, укрепить физическое и психическое здоровье, развить творческий потенциал. Это путь к совершенствованию личностных способностей, время открытий и приключений, игры и труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное – самого себя.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 на протяжении последних нескольких лет осуществляет комплексную программу по выявлению, развитию и педагогическому сопровождению интеллектуально одарённых и творчески мыслящих детей в рамках работы летнего оздоровительного лагеря.
Детский оздоровительный лагерь – это место, куда стремятся дети, чтобы укрепить здоровье, отдохнуть, найти друзей, весело и полезно провести время, проявить себя, ощутить свою значимость, заняться любимым делом. Программа «Мечтай-Город» ориентирована на личность и её саморазвитие, включение детей в систему социальных отношений, развитие творческой деятельности.
«Мечтай-Город» — это насыщенная программа, которая помогает разнообразить процесс воспитания и социализации и повысить интерес детей к знаниям и творчеству.
Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний. Замена учебной деятельности на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного лагеря позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
Новизна программы прослеживается в раскрытии творческого потенциала каждого ребенка, в широком приобщении детей к сотрудничеству и социальному партнёрству, а также опыта по созданию в лагере стиля отношений содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем.
Работа по программе «Мечтай-Город» организована по следующим направлениям:
— естественнонаучное;
— социально-педагогическое;
— художественно-эстетическое,
— спортивно-оздоровительное;
— профориентационное;
— военно-патриотическое;
— валеологическое
В форме игры-путешествия ребята на 14 дней становятся жителями воображаемого города. На протяжении всей смены в детском оздоровительном лагере дети живут в воображаемом городе, общаются с жителями этого города и его гостями. В игровой форме изучая город, каждый день посещают мастерские, где пребывают целый день, окунаясь в атмосферу творчества.
Жизнь в лагере является продолжением образовательной деятельности, проводимой в школе, и строится с учетом профориентационной направленности; предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, самосознания, саморазвития.
Дети имеют возможность проявить свои таланты или развить новые, принимая участие в работе мастерских:
1. «Литературная мастерская»: способствует приобщению детей к духовным богатствам человечества через произведения художественной литературы, формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
2. «Art-клуб»: изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
3. «Школа безопасности»: направлена на формирование комплекса умений и знаний в области защиты человека в чрезвычайных ситуациях, основ здорового образа жизни, основ медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи, правил поведения в условиях опасных ситуаций, возникающих в повседневной жизни учащихся.
4. «Клуб любителей английского языка»: обеспечивает развитие интеллектуальных умений, творческих способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.
5. «Лего-мастерская»: игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности ещё не имеет общественного значения, ребёнок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
6. «Кукольный театр»: доставляет детям много радости и создаёт у них хорошее настроение. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение. Его воспитательное значение велико. Спектакль расширяет кругозор детей и надолго остаётся в памяти. Художественные образы – персонажи, оформление, слова и музыка – всё это вместе взятое, в силу конкретного образного мышления ребёнка, помогает ему легче и лучше понять содержание спектакля. Действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.
7. Мастерская «Математические головоломки»: даёт возможность расширить и углубить практические умения, повышает уровень языковой культуры, создаёт условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся.
Настольная игра заставляет думать, проверять и развивать свои способности, включает ребёнка в соревнование с другими. Участие детей в игре способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества.
8. «Медицинская мастерская»: работа по первичной медицинской подготовке присутствует во всех возрастных группах. Рассматриваются как вопросы анатомии, так и различные способы её использования в процессе оказания первой помощи.
Продолжается знакомство с миром биологии, преемственности биологических видов с точки зрения эволюции. При использовании техники и тактики оказания первичной медицинской помощи дети учатся применять простейшие подручные средства, доступные в обыденной жизни.
9. Мастерская «Открытая лаборатория»: в процессе изучения естественных дисциплин большое значение имеет овладение методикой эксперимента, умение наблюдать за явлениями, протекающими в природе в условиях лаборатории, и делать выводы по результатам таких наблюдений. Человек, владеющий такими навыками, познаёт изучаемое глубже и шире, подмечая существенные свойства материального мира, важные тенденции в развитии науки, техники, экономики и культуры.
10. Мастерская «Умелые ручки»: ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы.
11. Мастерская «О, спорт, ты – жизнь!»: ни одного дня не проходит без подвижных игр на свежем воздухе. В летнем лагере без спорта не обойтись. Детям необходимо двигаться, бегать, играть. Лучший способ физического воспитания – направить их энергию в нужное русло. В основе игротеки летнего оздоровительного лагеря есть спортивные и подвижные игры, которые помогают познакомить детей с историей Олимпийских игр и игровых видов спорта.
12. Мастерская танцев: танцы являются не просто развлечением, они играют значительную роль в развитии детей и оказывают многогранное влияние на детей, способствуя как физическому, так и эмоциональному развитию. Через танцы дети учатся выражать свои чувства и эмоции, что является основой артистизма. Это помогает им стать более открытыми и раскрепощёнными.
Воспитателями лагеря являются педагоги школы, те люди, с которыми дети непосредственно взаимодействовали в течение всего учебного года. Однако теперь в глазах детей учитель предстаёт в совершенно другой роли – воспитателя, наставника. Воспитатель становится другом, к которому ребёнок может обратиться за советом и поддержкой. Это помогает детям легче справляться с трудностями, учит их выражать свои чувства и решать конфликты конструктивными способами. Педагоги организуют в отрядах командные игры, которые способствуют развитию сотрудничества и взаимопомощи. Через участие в коллективных проектах дети учатся работать в команде, находить компромиссы и уважать мнения других.
Отдельно хотелось бы сказать о вожатском отряде, который функционирует в нашем лагере уже несколько лет. Вожатые из числа старшеклассников, учащихся 8-10 классов, работают в каждом отряде. Они не только являются помощниками воспитателей, но и принимают активное участие в работе мастерских, проводят танцевальные и музыкальные часы, организовывают общелагерные мероприятия.
Таким образом, летние каникулы за пределами дома, в кругу сверстников, под присмотром вожатых и воспитателей школы – это здорово, это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Дети получают ценный жизненный опыт, который помогает им расти уверенными, самостоятельными и счастливыми личностями. Добро пожаловать к нам в гости – в наш «Мечтай-Город!».
Юлия Александровна МОХОВА,
учитель английского языка,
начальник лагеря 2022-2024 годов.
Фото предоставлено школой №16.